Головна » Статті » Рідний край

Старый Николаев в картинках (ФОТО)

джерело: http://www.nikpravda.com.ua/staryj-nikolaev-v-kartinkah-foto/ 

Старый Николаев в картинках (ФОТО)

28

В Николаеве есть достаточное количество достопримечательностей. Это старые улицы и дома, парки и скверы, театры и музеи, памятники и др.

 

К сожалению, многие исторические места не сохранились до нашего времени. Однако, посмотреть на несохранившиеся достопримечательности города можно благодаря оставшимся фотографиям.

Подборку таких старых фотографий, которые представлены ниже, сделала одна из жительниц города Николаева Елена Лошкова.

1

Памятник Адмиралу Грейгу, вместо которого установили памятник В.И.Ленину

21 мая 1873 г. на пересечении ул. Адмиральской и Соборной (Советской) был открыт монумент адмиралу Грейгу. С высокого постамента Грейг строго смотрел на реку Ингул. Памятник был повернут к реке так как это был парадный въезд в город, со стороны Москвы. В 1922 году статую адмирала снесли и на ее место установили памятник вождю революции, развернув товарища Ленина на 180 градусов — в «правильную сторону». Постамент оставили прежний, сильно обтесав, так как он не вязался с относительно маленькой фигурой Ленина. Позже монумент снесли полностью, а статую установили в г. Первомайске. После войны фигура Грейга находилась во дворе Костела, а позже была отправлена на переплавку.

Слева от памятника располагался дворец Аркасов, а справа Городовая управа, оба эти здания сгорели во время войны. На их месте сейчас жилой дом и здание Укртелекома, а чуть ниже от места, где был памятник, обычно устанавливается сцена во время концертов проходящих на площади.

Фото конца 19 века.

2

Перспектива ул. Б Морская от ул. Фалеевской

Так называемый банковский квартал. Справа Санкт-Петербургский Международный банк. Сейчас в этом здании так же находится банк. За банком, еще в конце 19 века, было построено высокое здание в романтическом стиле, на его месте сейчас стоит административное здание Облпотребсоюза. На противоположной стороне стоял дом купца Воронцова и дом Ушакова (ныне Областное управление МВД Украины)

С открытки начала 20 века.

3

Троллейбус на углу Большой Морской и Советской

Троллейбус модели ЗиУ-5, заводской номер 89, идущий по маршруту №3 по улице Большая Морская.

Фото из альбома «Николаевщина» 1979 г.

4

В этом здании находится бизнес-центр Александровский

5

Собор Рождества Богородицы, угол ул. Потёмкинской и Лягина.

Именовался в народе Купеческим или Старокупеческим, так как был построен на деньги николаевских купцов. Освещен в 1800 г. В 1828 году пристроены два боковых придела. Главный алтарь был в честь Рождества Пресвятой Богородицы, левый в честь святых Константина и Елены, а правый — в честь святителя Митрофана Воронежского. В 1879 году к церкви пристроили величественную колокольню высотой 36 метров и установили на ней кроме главного еще шесть колоколов. В 1936 г. Собор был закрыт и практически разрушен. В 1946 году собор передали Одесскому военному округу и в нем разместился гарнизонный дом офицеров. В 1989 году вновь передан православной общине города. Купола позолочены уже в наше время.

Старое фото – репринт Ю. Любарова дореволюционной открытки издателя Я. В. Поповского

67

Католический костел Святого Иосифа

Изначально Католическая церковь, во имя св. Иосифа, основанная в 1794 г, находилась в небольшом помещении бывшего склада над которым возвели купол. В 1896 г. рядом со старым зданием была построена новая Римско-католическая церковь (костел) по проекту архитектора Добронравова. Костел построен из красного кирпича в стиле модерн с элементами готики. В 1936 году костел был закрыт. В здании был — склад, художественный музей, а затем клуб. В 1992 году здание возвращено католической общине города.

Для нынешнего поколения не привычно видеть на стенах одного из красивейших зданий города вместо христианских символов слова «СЛАВА ТРУДУ», а на шпилях костела пятиконечные звезды. И, тем не менее, они там были. На старом фото запечатлены последние дни Дома культуры профтехобразованя.

8

Улица Советская

На заднем плане разобранный памятник Грейгу, постамент которого ещё не успели приспособить под памятник Ленину, и Адмиралтейский собор. Собор построен в 1794 г., и являлся главным храмом Черноморского флота. В советское время, в нем был создан музей революции. В 1936 г. разрушили колокольню, а в 1939 сам собор. На его месте поставили парашютную вышку.

Дома, которые видны справа на фотографии, включая Дворец Аркаса, были сожжены немцами при отступлении из города в 1944 г.

9

проспект Ленина, остановка Советская

Снято со стороны Трамвайной подстанции. На месте 16-ти этажки именуемой в народе «Сотка» до конца 60х годов находились старые двухэтажные здания, в котором располагались магазины и кафе «Вареники». В конце 60х годов вся левая сторона проспекта от Декабристов до Советской была застроена новыми многоэтажными зданиями.

При строительстве «сотки» возникли трудности – строители под старыми зданиями нашли заброшенный винный погреб и подземные галереи, которые приходилось заливать бетоном. Но и после завершения строительства фундамент продолжал усаживаться, здание начало сильно проседать. Остановят этот процесс, пробурив под зданием скважины и закачав 240 тонн жидкого стекла.

Фото из фотоальбома «Николаев в 60-е годы ХХ века».

10

ул.Потемкинская

В советское время поворот трамвая к Яхт-клубу сделали на пересечении Советской и Потемкинской, хотя линия на Никольской сохранялась до начала Войны. Затем сняли пути по Советской, в районе Базара, и перенесли на Глазенаповскую (ныне Декабристов). Позже сняли пути с парадной части Советской и пустили трамвай до Декабристов по Потемкинской. Последним маршрутом, который ходил по ул. Советская был №2, все остальные маршруты были перенесены на Декабристов, позднее и его перенесли.

11

Трамвайная остановка ул. Декабристов напротив бывшего магазина «Юный техник»

Первый электрический трамвай был пушен в городе 21 декабря 1914

В советское время в Николаеве была осуществлена реконструкция трамвайных путей. Трамваи для города в основном изготавливали на заводе им. Марти. Протяженность трамвайных городских магистралей в 1958 году составила 46 километров, а через два года — уже 64 километров. С 1961 и по 1972 год в Николаеве осуществляется окончательный переход на широкую колею, за это время 33,5 километров путей были приведены в соответствие с общим стандартом. Отечественные вагоны, довоенного образца, пустили на металлолом, а 7 штук германских Gotha (на снимке) в 1969 году были отправлены в Евпаторию, где функционируют и по сей день.

После войны по ул. Декабристов ходили трамваи маршрутов № 4 (кольцевой — Больница – Плехановская – Декабристов – Скороходова — 6 Слоб — Больница и № 5 (кольцевой, в обратном напрвлении). Позже их отменили, потому что на протяжении их маршрута был не равномерный пассажиропоток и пустили вместо них маршруты 3 и 11.

12

Трамвай поворачивает с Советской на Потемкинскую

В 50-60 годы Советская еще не была пешеходной улицей. Мы видим на ней не только трамваи, но и припаркованные автомобили. А знак запрещающий проезд на лошадях сейчас может вызывать только умиление. Рельсы убрали в 1954г.

13

Первый Николаевский троллейбус на перекрестке проспекта Ленина и улицы Декабристов. (возле кинотеатра «Пионер»). Маршрут 1, троллейбус «Киев-4» №03.

Пуск Николаевского троллейбуса 29 октября 1967 года. Первая линия соединила старый железнодорожный вокзал и кольцо возле старого городского кладбища. Первые троллейбусы поставлялись в Николаев с Киевского завода электротранспорта и назывались «Киев-4». На момент открытия троллейбусных линий в городе было шесть троллейбусов. К концу 1967 года их было десять. Вторая линия соединила старый железнодорожный вокзал с Центральным рынком.

Фотография из фотоальбома «Николаевщина», 1969 г.

14

Трамваи серии Х и ЛОВА , 50е годы, по улице Декабристов (р-н ул. Буденного)

Трамваи 3й марки ходили от Больницы, через центр города, до завода им. Марти

15

Здание на углу Б. Морской и Фалеевской

Здание Николаевского отделения Санкт-Петербургского Международного банка, построенного в 1909 году на месте часовни и жилого дома штабс-капитана Попова. В советское время в нем располагался Жилсоцбанк СССР. Сейчас в этом здании так же находится банк – Николаевский филиал Укрсоцбанка.

С открытки начала 20 века.

16

Базарная площадь

Базарная площадь окончательно сформировалась в конце 19 века, в это время Николаев бурно развивался как торговый порт. Базар занимал более 6-ти нынешних кварталов города, между улицами Херсонской (ныне пр. Ленина), Соборной (Советская), Глазенаповской (Декабристов) и Привозной (Буденного). Сегодня на месте старого базара находятся жилые кварталы, ОДК, городок Сказка, гостиница Украина. В 1883 г. Базарная площадь была замощена гранитным булыжником и на ней построены новые лавки и магазины. Через базар, естественно, были проложены маршруты конки и первого трамвая. На заднем плане видна часовня и двухэтажки на месте которых сейчас магазин «сотка». Александро-Невская часовня, сооружена в 1882 г., в память убитого народовольцами Александра II. Часовня была закрыта с приходом советской власти и разрушена в 1929 году.

После Великой Отечественной Войны было принято решение о переносе базара в район Песков, между Курьерской улицей и дачей, где он сейчас находится под названием Центральный рынок.

17

Потемкинский дворец

18

Кафедральный собор Касперовской иконы Божей Матери Украинской православной церкви Киевского патриархата (ул. Садовая)

Церковь стоит на широкой и прямой ул. Содовой. Вдоль этой улицы со дня основания города располагались сады и огороды горожан и моряков. В первые годы существования Николаева через Садовую улицу проходила дорога к переправе на Одессу (в район Малой Коренихи).

Сам храм был заложен 1904 году, а освящен, недостроенным, в 1908. Достроили церковь перед самой Первой мировой войной в псевдорусском стиле. Как и все церкви города — была закрыта в 30х годах. Купола и колокольни были разобраны, а здание передано под клуб завода им. 61 коммунара.

19

Старый Ингульский мост

Мост был расположен между Адмиралтейством и Военной гаванью. Построен в 1795 году. Неоднократно перестраивался. В настоящий момент рядом с тем местом где располагался наплавной мост построен пешеходный понтонный мост. У моста находилась Московская застава, контролировавшая въезд и выезд с города. Слева от моста была Военная гавань, где базировались военные корабли. Военный порт ликвидирован после войны. Сейчас там нижний БАМ. К старому наплавному мосту изначально вело два спуска: Ингульский (со стороны Советской) и Адмиральский в который вливались Московская, Черниговская (ныне К. Либнехта), Инженерная и Садовая улицы. Современный Ингульский мост был построен в 1981 году, как продолжение ул. Пушкинской.

С открытки начала прошлого века.

20

Яхт-клуб

21

Николаевская астрономическая обсерватория на Спасском холме

22

Адмиралтейский собор. С открытки нач. ХХ в.

23

Визитная карточка Николаева — первая трамвайная подстанция, которая и сегодня радует горожан своим необычной постройкой в стиле модерн

24

Дом Флагманов и командиров, 1929 г. ( сейчас Дом офицеров флота, ул. Артиллерийская, 7)

25

Здание конторы над портом

26

Лютеранская кирха, ул. Адмиральская

27

Молдавский дом

Источник: NikLife

Категорія: Рідний край | Додав: anna_petrash1 (11.05.2016)
Переглядів: 852
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]